Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии домашних животных

orit Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии домашних животных

Приходя на прием к терапевту с жалобами на ухудшение самочувствия питомца, иногда владельцы слышат фразу: «Состояние тяжелое, необходимо помещение в стационар ОРИТ». В этот момент у многих сердце уходит в пятки и появляется куча вопросов: «В какой еще стационар? Что такое ОРИТ? А что там будут делать? А за ним точно будут смотреть? Он что, в клетке будет сидеть?!». Волнение владельцев в этот момент находится на пределе, потому что они не знают, что такое ОРИТ, как выглядят стационары, почему туда их не пускают и в чем вообще заключается работа врачей и ассистентов отделения.

Незнание порождает недоверие и страх. Эти две негативные эмоции мешают продуктивному сотрудничеству между владельцем и врачом на благо здоровья питомца.

Что ж, давайте знакомиться со стационаром ОРИТ в Клинике Кошек.

ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии. Одно из преимуществ ОРИТ Клиники Кошек, конечно же, в том, что у нас нет собак, а значит, у нас тихо (из личного опыта врачей ОРИТ: многие собаки могут лаять без остановки по 6-10 часов, не поддаваясь действию успокоительных препаратов). Тишина и покой — одни из немаловажных факторов для минимизации стресса и скорейшего выздоровления кошки.

На смене в отделении реанимации всегда присутствуют врач-реаниматолог и 1-2 ассистента.

Места для размещения пациентов представлены в виде боксов с керамической отделкой (для удобства мытья и дезинфекции), в которых животные не видят друг друга. Каждый бокс оснащен системой теплых полов, освещением, рядом — розетки для оборудования и диффузоров Feliway. Лотки, наполнители, миски и пледы — все это имеется в стационаре, но для особо эмоциональных котиков можно принести из дома личные вещи с их запахом.

Заселение животного в стационар происходит после приема терапевта или узкого специалиста.

И вот вашего любимца унесли за дверь с табличкой «Только для персонала». Что же происходит за ней? Там вовсю кипит работа.

В работу врача стационара входят следующие обязанности:

orit4 Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии домашних животных

  • Утром и вечером происходит пересменка. Врач уходящей смены передает полную информацию по каждому пациенту врачу, заступающему на новую смену. Если это новый пациент — с какими жалобами он поступил, установлен ли у него диагноз и, если да, то какой, результаты анализов, УЗИ, рентгена и дополнительной диагностики. Если это пациент, уже находящийся в стационаре на лечении, то обсуждаются динамика его состояния, анализов, УЗИ, перистальтики ЖКТ, а также рекомендации по кормлению, суточный диурез, дополнительная диагностика и анализы при необходимости.
  • Проводится совместный краткий осмотр всех животных: тургор тканей, состояние слизистых, аускультация, измерение пульса
  • После передачи информации и результатов осмотра, врачами обсуждается текущая терапия и при необходимости проводится совместная ее корректировка: пересчет объемов и скоростей инфузии, корректировка доз препаратов и их кратности, их добавление или отмена.
  • Далее врач, сдающий смену, обязательно звонит владельцам, чтобы рассказать о состоянии их питомцев, результатах анализов, проведенной корректировке в лечении, дополнительной диагностике при необходимости.
  • Если того требует состояние питомца, то с владельцем обсуждается необходимость постановки ЭФС (эзофагостомы) или ЦВК (центрального венозного катетера), взятия ТИБ (тонкоигольной биопсии). Также врач подскажет, когда можно будет посетить пациента. После чего передаст результаты обзвона своему сменщику.

Такая пересменка при полной загруженности стационара может занимать до 2-3 часов. И лишь только после этого она считается завершенной.

Заступившим на новую смену врачом организовываются:

orit3 Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии домашних животных

  • Сдача анализов в течение дня или ранним утром до пересменки, проведение УЗИ или рентгена, осмотр узкопрофильным специалистом тех, кому это необходимо;
  • Полный осмотр всех пациентов (у пациентов в критическом состоянии — каждые 15-30 минут);
  • Корректировка терапии в течение дня при изменении состояния пациента или при получении новых результатов обследования;
  • Выполнение сложных процедур: постановка ЭФС, ЦВК, седация и ТИБ под контролем УЗИ, установка уретрального катетера и прочее;
  • Обзвон владельцев для согласования дополнительных манипуляций, при необходимости — приобретения компонентов крови, специфических лекарственных препаратов;
  • Общение с владельцами при посещении питомцев;
  • Заполнение медицинских карт;
  • Составление назначений и их корректировка.

У младшего медицинского персонала не меньше своих обязанностей, в которые входят:

  • Пересменка — обсуждение основных моментов по состоянию каждого пациента: диагноз, особенности поведения животного;
  • Мониторинг пациентов: частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота пульса, температура, уровень глюкозы в крови;
  • Выполнение назначений: внутривенных и подкожных инъекций, замены инфузий, дача пероральных препаратов;
  • Взятие анализов крови, их выполнение или передача в лабораторию;
  • Контроль перистальтики и эвакуации содержимого желудка с помощью УЗИ перед кормлением и кормление пациентов. Некоторые пациенты не могут принимать пищу самостоятельно, и их кормят через эзофагостому;
  • Гигиена и уход за пациентами, контроль мочеиспускания и дефекации;
  • Поддержание чистоты в боксах и на рабочем месте;
  • Мытье и дезинфекция боксов, мисок и лотков после выписки пациента, стирка пледов ежедневно;
  • Уход за оборудованием: инфузоматы, грелки, машинки для стрижки шерсти, тонометры и прочее;
  • Подготовка животных к исследованиям, переустановка внутривенного катетера, если имеющийся вышел из строя;
  • Пополнение запасов препаратов и расходных материалов со склада.

Многие владельцы переживают, что про их питомца могут забыть и даже пропустить какую-то процедуру. Но такого в ОРИТ не бывает: у каждого пациента имеются свои назначения, а также проводится постоянный мониторинг:

  • частоты дыхательных движений (ЧДД), артериального    •   давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС),
  • температуры, уровня глюкозы в крови;
  • кормление (сколько и когда съедено);
  • мочеиспускания и дефекации;
  • симптомов заболеваний (рвота, судороги);
  • выполнения назначений.

Однако отлаженный процесс работы может прерваться при поступлении экстренного пациента в критическом состоянии, жизнь которого находится под угрозой, либо пациента, которому требуются реанимационные мероприятия. Это не значит, что все остальные питомцы в стационаре остаются без внимания, один из ассистентов обязательно продолжает выполнять назначения и проводить их мониторинг. А на помощь в работе с экстренным пациентом под руководством врача-реаниматолога включаются все остальные сотрудники: второй ассистент, ассистент терапии, анестезиолог, при необходимости врач. Зачем задействовать так много людей? Дело в том, что оказание экстренной помощи — это множество процедур и действий:

  • врач или ассистент узнают информацию о случившемся у владельцев;
  • реанимационная бригада в это время работает с самим пациентом:
  • организация венозного доступа (постановка минимум двух катетеров) для введения препаратов и инфузий,
  • взятие крови для анализов (общеклинического и биохимического),
  • крепление электродов и подключение к ЭКГ-монитору, отслеживание всех параметров (частоты дыхательных движений (ЧДД), артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), температуры, уровня глюкозы),
  • осмотр и повторная оценка общего состояния.

Если же пациенту уже требуются реанимационные мероприятия:

  • врач или ассистент кратко узнают информацию о случившемся у владельцев;
  • реанимационная бригада в это время работает с пациентом:
  • организация венозного доступа,
  • интубация (установка эндотрахеальной трубки) и проведение искусственной вентиляции легких с помощью мешка Амбу,
  • непрямой массаж сердца и введение препаратов (например, адреналина) с отслеживанием циклов реанимации,
  • мониторинг давления, сатурации (насыщения крови кислородом), температуры (при необходимости подключается дополнительный обогрев или вводятся теплые растворы),
  • введение препаратов по указанию врача-реаниматолога,
  • подключение к аппарату ИВЛ и многое другое.

И все это происходит очень быстро, но без хаоса, под руководством врача-реаниматолога.
Если реанимация была успешной (к сожалению, так бывает не всегда), то работа с этим пациентом и с его владельцами в ОРИТ только начинается…

Желаем здоровья Вам и Вашим питомцам!

orit2 Работа в отделении реанимации и интенсивной терапии домашних животных

Понравилась статья?
Рейтинг: 4 (Голосов: 2)
Подготовлено отделом контента
Проверил:
Базылевский Алексей Александрович
Главный врач, руководитель сети клиник
Базылевский Алексей Александрович
Возможно, вам будут интересны следующие услуги
Клиника Кошек г. Москва:
ул. Короленко, 8
м. Сокольники

Режим работы:
круглосуточно

Клиника Кошек г. Санкт-Петербург:
ул. Туристская, 15к1
м. Беговая

Ежедневно с 09:00 до 21:00